Главная страница ДонНТУ Страница магистров ДонНТУ Поисковая система ДонНТУ

Как вы относитесь к коллективу?


Ссылка на первоисточник: Полная карманная энциклопедия. Психологические тесты: - М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 608 с. – с.523.

Автореферат Библиотека Ссылки Результат поиска Индивидуальное задание

     Отношения людей в группе зависят  от множества факторов. Наиболее исследованными из них являются: социальные установки, прошлый опыт, особенности самовосприятия, характер связей между ними, степень информированности друг о друге, конкретные ситуации общения и т.д. В этой связи очень важным представляется и то, как конкретный член коллектива относится к группе людей, с которой он постоянно связан. Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие.

          Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных типа восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа данного восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего:

          1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим».

          2. Индивид воспринимает группы как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».

          3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность. Человек нуждается в коллективных формах  работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистским»

Тест

 

Из ответов  на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно выражает вашу точку зрения.

 

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:

     А – знает больше, чем я;

     Б – все вопросы стремится решать сообща;

     В – не отвлекает внимания руководителя.

2. Лучшими руководителями являются те, которые:

     А – имеют индивидуальный подход;

     Б – создают условия для помощи со стороны других;

     В – создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится       высказываться.

3. Я рад, когда мои друзья:

     А – знают больше, чем я, и могут мне помочь;

     Б – умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;

     В – создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.

4. Больше всего мне не нравится, когда в группе:

     А – некому помогать;

     Б – мне мешают при выполнении задачи;

     В – остальные слабее подготовлены, чем я.

5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

     А – я могу получить помощь и поддержку со стороны других;

     Б – мои усилия достаточно вознаграждены;

     В – есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.

6. Мне нравятся коллективы, в которых:

     А – каждый заинтересован в улучшении результатов всех;

     Б – каждый занят своим делом и не мешает другим;

     В – каждый человек может использовать других для решения своих задач.

7. Сотрудники оценивают как самых плохих руководителей, которые:

     А – создают дух соперничества между работниками;

     Б – не уделяют им достаточно внимания;

     В – не создают условий для того, чтобы группа помогала им.

8. Больше всего удовлетворения в жизни дает:

     А – возможность работы, когда тебе никто не мешает;

     Б – возможность получения новой информации от других людей;

     В – возможность сделать полезное другим людям.

9. Основная роль школы должна заключаться:

     А – в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;

     Б – в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;

     В – в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми.

10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:

     А – предпочитаю, чтобы другие решили эту проблему;

     Б – предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;

     В – стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

11. Лучше всего я бы работал, если бы руководитель:

     А – имел ко мне индивидуальный подход;

     Б – создавал условия для получения мной помощи со стороны других;

     В – поощрял инициативу сотрудников, направленную на достижение общего успеха.

12. Нет ничего хуже того случая, когда:

     А – ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;

     Б – чувствуешь себя ненужным в группе;

     В – тебе не помогают окружающие.

13. Больше всего я ценю:

     А – личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей;

     Б – общий успех, в котором есть и моя заслуга;

     В – успех, достигнутый ценой собственных усилий.

14. Я хотел бы:

     А – работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы;

     Б – работать индивидуально с руководителем;

     В – работать с ведущими в данной области людьми.

 

Обработка результатов

 

     На основании полученных ответов с помощью ключа производится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные по всем 14 пунктам теста, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При обработке данных «индивидуалистический» тип восприятия индивидом группы обозначается буквой И, «прагматический» - П, «коллективистский» - К. Результаты записываются в виде: iИ + mП + nК, где  i – количество баллов, полученных по   «индивидуалистическому» типу восприятия, m - «прагматическому»,  n - «коллективистскому». Например: 4И + 6П + 4К.

 

Ключ для обработки полученных результатов восприятия индивидом группы

 

Индивидуалистическое

Прагматическое

Коллективистское

10Б

10В

10А

11А

11В

11Б

12А

12Б

12В

13В

13Б

13А

14Б

14А

14В

на Главную


Автореферат Библиотека Ссылки Результат поиска Индивидуальное задание